Заха Хадид и другие культовые архитекторы - материалы, которые они выбирают
11.03.2014
Лихо закрученный бетон Оскара Нимейера, инновационные металлические конструкции Фрэнка Гери: какие материалы определяют известных мировых архитекторов?
Несмотря на то, что любовная интрижка с бетоном была у многих культовых архитекторов, трудно поспорить, что понимание эстетики этого материала Оскаром Нимейером, его пластичности - было непревзойденным. Это показывают все его работы, какими бы различными они не были: будь то Кафедральный Собор в Бразилиа или штаб-квартира ООН в Нью-Йорке.
Оскар Нимейер и Лусио Коста впервые использовали этот материал как мощный символ современности в новой столице Бразилии, Бразилиа, в 1956 году. Бетон занял почетное место среди их любимых материалов, и масштабные конструкции с мерцающей, гладко-белой бетонной поверхностью определили не только архитектурное сердце города, но и весь бразильский модернизм. В бетоне Оскар Нимейер оставил архитектурное наследие более значительное, чем большинство архитекторов его - или всех - поколений.
Портфолио Альвара Аальто как дизайнера, скульптора и художника выводит его за пределы лишь архитектурной деятельности. Продумывая свои проекты вплоть до стеклянной посуды и ламп, свое архитектурное наследие Альвар Аальто создавал вокруг целостного восприятия дизайна: от мельчайшей детали до самого крупного компонента. Кирпич, как любимый материал архитектора, доминирует среди его многочисленных проектов. От экспериментального дома в Мууратсало к монолитным фасадам Университета Ювяскюля, Альвар Аальто фантастически "изгибает" кирпич с неизменно трепетным вниманием к деталям.
Заха Хадид, конечно же, на передовой: используя новые материалы, выражает сложнейшие конфигурации, которые создает посредством параметрического дизайна. Несмотря на то, что Заха Хадид знаменита созданием бетонных конструкций, которые кажутся невесомыми, множество ее зданий созданы с использованием различных композитных волокон. Для Центра Гейдара Алиева в Баку, например, использован Glass Fibre Reinforced Polyester (GFRP), чтобы создать почти бесшовную гладкую поверхность. В новом здании Serpentine Sackler Gallery в Лондоне Заха Хадид применила схожую технику, которую архитектор перенесла и в сферу создания супер-яхт.
Гери, возможно, наиболее известен благодаря его обшитой титаном галерее в Бильбао, с огромным успехом применял металлическую обшивку и в ряде других зданий: изгибы поверхностей из нержавеющей стали в Концертном зале имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Кливлендский центр Здоровья Мозга в Лас Вегасе, где Фрэнк Гери обернул яркий, серебристый металл вокруг текучих, искаженных форм здания.
Японцы Kengo Kuma + Associates создали одни из самых поразительных деревянных зданий мира за последние годы. Cité des Arts et de la Culture во Франции - пример того, как деревянный фасад может преобразовать внутреннее пространство – тема, которая не менее очевидно раскрывается в GC Prostho Museum Research Center в Японии. Талант Кенго Кума заставлять тяжелые и плотные материалы казаться мягкими и невесомыми, остается непревзойденным.
SANAA, также работающие в Японии, известны искусной обработкой стекла вокруг полупрозрачных объемных пространств. Вес и сила тяжести теряют свое значение перед их дизайном для Louvre Lens, в котором использованы зеркала и скрытые детали, - так, чтобы стекло оставалось единственным видимым материалом. В том же духе для New Art Museum в Нью-Йорке они используют сложную комбинацию стекла, анодированных алюминиевых петель и белых стен, чтобы заставить здание мерцать полупрозрачным светом.