Граффити-город Боровск
Портал недвижимости Stopmakler уже писал про одного чудака от архитектуры – Этьена Буланже в одной из предыдущих статей.
В этом материале речь пойдет о «русском Бэнкси», прославившем провинциальный город в России. Благодаря множеству шедевров настенной живописи, созданных в необычной манере граффити, небольшой город Боровск, расположенный в 100 км от Москвы, сейчас называют «Параллельным городом» и «Боровским порталом».
А самого Владимира многие называют «Боровским Бэнкси», в честь знаменитого на весь мир гениального британского художника граффити.
Благодаря удивительным произведениям, украшающим стены зданий Боровска, можно в буквальном смысле приехать в один город, а оказаться сразу в двух – причем, принадлежащих к разным временным эпохам.
К своим художественным экспериментам Владимир Овчинников приступил с выходом на пенсию – десять лет назад.
За весь период творчества Владимир создал уже более сотни картин-граффити и приобрел множество поклонников. К сожалению, администрация города к числу его поклонников не относится.
Через несколько лет после того, как Боровск начал покрываться настенными фресками, об этом прослышали туристы, – и буквально заполонили улицы маленького города. Что интересно, произведения Овчинникова никогда не становились жертвой вандалов. Никто не пытался испортить картины, и художнику не приходилось их реставрировать. Но однажды за дело взялись местные власти…
Главный архитектор Боровска выразил недовольство настенной живописью. В своем заявлении он порицал «раскраску фасадов», которая «нарушает традиции характера среды и благоустройства территории». Кроме того, архитектор упомнил и якобы нарушающуюся безопасность движения, связанную с визуально-обманчивым восприятием уличных проездов. Что же оставалось делать художнику? Только продолжать рисовать.
В местных СМИ начала муссироваться тема «нечаянного въезда» в картины, а затем в московском издании появилась заметка о том, что один таксист в Боровске действительно въехал во фреску-граффити. Журналисты подхватили эту информацию и постепенно раздули ее до такой степени, что выходило, будто бы машины въезжают в настенные рисунки чуть ли не каждый день. Говорят, что под давлением всех этих событий, Владимир даже подрисовал небольшой заборчик на своей картине «Плачущее небо под ногами». Вот это произведение (правда, с уже закрашенным заборчиком):
А на граффити «Старый город» изначально присутствовал обнаженный мальчик – он стучался в закрытую дверь, символизируя будущее по задумке автора. Но мальчика пришлось закрасить.
Позже случались и другие инциденты. Например, администрация города решила, что нарисованный Наполеон оскорбляет патриотические чувства горожан, поскольку он был изображен на бывшем здании милиции. Также было воспринято в штыки и изображение адмирала Синявина на здании канализационной станции.
Власти города в своем негодовании почему-то сравнивали Овчинникова с известным художником Александром Шиловым, который «вдруг начал бы рисовать на Кремлевской стене». Почему была проведена столь странная ассоциация – не совсем понятно.
Вот интересная работа мастера на Успенской улице. Здесь эта улица изображена с того же ракурса, что мы ее видим на граффити, но только не в нашем времени, а в начале века. Поистине – эпоха в эпохе!
Разумеется, художник пытался спорить с администрацией. В том числе, он приводил в пример боровский кинотеатр «Родина», украшенный мозаикой. Вряд ли хоть один боровчанин вспомнит, что именно изображено на этой мозаике, потому что, хоть она и выполнена профессионально, и утверждена худсоветом города – она все равно остается посредственностью. А граффити Владимира Овчинникова знают все, помнят их сюжет и любят рассматривать, потому что это – искусство от души, а не для одобрения худсовета.
Художник подвергся штрафам и обвинениям. Например, за то, что мэры Боровска и Москвы были изображены недалеко от помойки. Эту картину через несколько дней закрасили оранжевым квадратом. Овчинников, в свою очередь, восстановил часть картины, пририсовав руку анонимного «борца за чистоту стен», в которой был крепко сжат малярный валик с оранжевой краской.
Одно из наиболее масштабных и детально прорисованных произведений в стиле граффити Овчинникова называется «Глобус Боровска»:
Говорят, что когда здесь строили железную дорогу, местные купцы собрали вскладчину большую взятку, чтобы поезда проходили мимо города, не нарушая тишину и покой. История художника Овчинникова чем-то напоминает эту легенду: когда он перестал рисовать на административных зданиях, власти перестали препятствовать его творчеству.
Если вы когда-нибудь попадете в Боровск, найдите дом №1 по улице Коммунистической. Именно здесь вы увидите «Глобус Боровска», а также довольно подробную карту фресок-граффити, которую можно сфотографировать, чтобы затем отправиться по ней в своеобразное путешествие по городским шедеврам Владимира Овчинникова.
Проходя или проезжая по улицам, не забывайте обращать внимания на окна – многие из них тоже украшены рисунками по стеклу.
Карта фресок не совсем корректна – некоторые произведения найти по ней не удается. Но зато в качестве сюрприза можно случайно встретить картины, не отмеченные на карте.
Примечательно, что, совершая «граффити-путешествие», вы обойдете практически все самые красивые места Боровска. Кстати, на некоторых фресках имеются подсказки, что превращает путешествие по карте в настоящий квест.
Город берет свое, и скоро многие шедевры Овчинникова уже невозможно будет увидеть.
Когда устанете от прогулки – наведайтесь на боровский рынок.
В сувенирной лавке на рынке продается альбом с росписями Овчинникова. В нем вы найдете множество граффити, которые остались незамеченными во время экскурсии, а также тех, которые были уничтожены властями города. Например, картины, изображающие протопопа Аввакума и гибнущую в земляной яме боярыню Морозову, давно уже были закрашены – ведь находились они на стенах здания суда.
Прекрасная композиция на стене местного хлебозавода тоже была уничтожена.
Зато теперь хлебозавод выглядит «как положено». Администрация города одобряет:
Вот так этот удивительный человек Владимир Овчинников, невзирая на преграды, по мере своих творческих сил дарит новую жизнь маленькому старому городу в Калужской области.
Читайте также:
Строительные ограждения в Москве превратятся в картинные галереи
Японские «интернет-беженцы» живут в манга-кафе
Завораживающая красота заброшенной архитектуры
Стимпанк в интерьере